Сильны традиции мастеров, производивших гобелены, в России.

Неудивительно, что первая мануфактура, производящая прародителей современных гобеленов для царской семьи, возникла при Петре I в начале 18-го века. Она создавалась французскими мастерами, специально выписанными из Франции, которые обязаны были в течении пяти лет передавать все свои секреты производства гобеленов российским мастерам.

Самое интересное, что вначале мастерам приходилось работать даже без оборудования, а материал для работы привозился из заграницы, так как своего необходимого производства в России не было.

Французы не хотели делиться с русскими славой, поэтому все без исключения изделия носят подписи иностранных мастеров, а память об основателях гобеленовых традиций русского происхождения сохранилась лишь в архивах.

Обучение было долгим, порой, чтобы постичь азы искусства создания гобелена, требовалась несколько лет упорного труда. Труд был такой сложности, что над одним гобеленом могло работать одновременно несколько мастеров, каждый из которых выполнял лишь строго определенную работу.

Лишь спустя шесть лет после открытия, мануфактурой стали официально руководить русские. А спустя десять лет после основания, французы могли гордиться уже 22 учениками из России. Для того времени – великолепный результат. А еще через пять лет в Петербурге было уже целых 5 мастерских!

Но, как и любое начинание, со временем спрос на российские гобелены упал, и мануфактура переживала часы кризиса и упадка. Продукция не продавалась, заказы на выполнение новых изделий практически перестали поступать. Лишь пара мастеров могли худо-бедно прокормить себя, работая по специальности.

Возрождение для мастеров настало с приходом к власти Елизаветы Петровны, украшавшей гобеленами новый Зимний дворец. Но для выполнения заказов вновь пришлось приглашать мастеров из Франции, так как российских специалистов к тому времени практически не осталось.

Не обошел вниманием гобелены и любитель всего европейского император Петр III. Он вообще принял мануфактуру под свое императорское покровительство, поставив руководить производством своего камердинера и сделав два крупных заказа. Такое отношение властей дало новый толчок развитию гобеленового дела в России.

Новый упадок пришелся на начало 19-го века, а в середине столетия мануфактуру вообще пришлось закрыть, поскольку она не приносила никакого дохода.

Это было большой потерей для искусства, поскольку российские мастера работали в редком и тяжелом для того времени жанре – портретном. В настоящее время около ста гобеленов производства российских мануфактуристов хранятся в Эрмитаже и других музеях.

В наше время гобелены снова в моде. И это прекрасно, ведь у каждого человека есть возможность ощутить то, что ощущали цари и другие состоятельные люди 18-19 веков. Ведь гобелен – это не просто картина или обычное скучное изделие для быта. Это нечто большее. Это некое скопление безумной энергии из прошлого, которая придает сил, радует, удивляет и восхищает.